Кладбище байкальских кораблей в Усть-Баргузине

Кладбище байкальских кораблей в Усть-Баргузине

Последние 30 км летней дороги до Усть-Баргузина всегда выматывают душу. Вибрация, пыль и ополоумевшие от тряски водители, выжимающие полный газ, в надежде что успеют проскачить этот участок раньше чем у них развалится автомобиль.

Единственные кто чувствуют себя на этой гребенке комфортно, водители внедорожников. Всем остальным приходится делать выбор. Либо долго и нудно тренировать свою психику, либо отжать газ, и поменять в ближайшем будущем всю ходовую. Надо заметить, что нервы у большинства не выдерживают.

Наша психика в этот раз пострадала незначительно. В конце концов, впереди маячила чудесная неделя летнего отдыха, в одном из самых живописных мест Байкала, было понятно, ради чего все эти жертвы. Мы ехали покорять Святой Нос.

Поселок встретил нас пыльными пустыми улицами, едва уловимым запахом дыма и лаем голодных собак. Пока, разбирали вещи, устраивались на новом месте, наступил вечер и резко похолодало. За переодеванием и заботами, связанными с установкой и растопкой мангала, готовкой ужина и обустройством для посиделок заднего двора, наступила ночь.

В кромешной тьме, озаряемой редкими всполохами огня, догорающих углей, под лай собак и в компании леденящего душу северного ветра мы допивали пиво, закусывая уже холодными шашлыками.

Утром, на улице, в нос ударил крепкий запах лесной гари. Дышать конечно можно, но назвать такой отдых оздоравливающим, язык не поворачивался. Созвонились с проводником и выяснили, что Святой Нос горит со стороны Чивыркуя, и с вершины ничего видно не будет, всё в дымке.

Конечно, мы расстроились, но впереди было еще много дней, а потому решили подождать. Может дожди пройдут, или пожарные справятся. Делать особо было нечего, так что я занялся сборкой велосипедов, а Лена решила провести время на огороде.

Есть что-то волшебное в том, что бы запрыгнуть на велик и отправиться покорять неизведанные просторы. Промчаться с ветерком вдоль широкой пустынной дороги, свернуть на узкую тропинку и медленно оглядываясь по сторонам двигаться вдоль берега.

Я со своим велосипедом у парома в Усть-Баргузине

Как только велосипеды были готовы, мы отправились в сторону парома. Хотелось посмотреть, что стало с переправой, после того как построили мост. Судя по тому, в каком виде мы застали паром, его законсервировали, правда такие объекты в дали от крупных городов выглядят скорее заброшенными. Вряд ли кто-то вообще заботится о том, что бы поддерживать его в рабочем состоянии, как и о многих других объектах былой собственности существовавшей когда-то рыболовецкой артели. С обеих сторон от пирса, вдоль берега на незначительном расстоянии друг от друга, лежали, местами проржавевшие насквозь, трупы байкальских корабликов.

Конечно это грустная история и все мы знаем родом из каких годов. Байкальский флот был довольно внушительным, а в Усть-Баргузине явно была создана хорошая материальная база. Был построен даже порт. В детстве многие старшие пацаны в моем дворе поступали в училище Речфлота, им выдавали красивую форму и платили хорошую стипендию. Когда я подрос, многое уже начало приходить в негодность, предприятия стали разваливаться, а в "фазанке" среди учащихся творился беспредел. Точно не скажу, но скорее всего большинство кораблей было построено на нашем Улан-Удэнском судостроительном заводе, который фактически уже много лет назад прекратил существование. По-крайней мере, новых судов они уже давно не строят. А территория завода, подобна АЗЛК, отдана под коммерческую застройку.

Брошенное судно Никольск на кладбище кораблей в Усть-Баргузине

Некоторые экземпляры выглядят еще ничего, например, "Никольск" на фотографии выше. Почему он стоит на берегу в сезон не понятно. Может с двигателем проблемы. Что касается экземпляров ниже, то им уже явно провели удаление внутренних органов. Очень жалкое зрелище.

Кладбище кораблей, Байкал, Усть-Баргузин

Кладбище кораблей, Байкал, Усть-Баргузин

Если свернуть от пирса направо и ехать вдоль берега на велосипеде, то уткнешься в узкую подзаборную тропинку. В конце этого пути, помимо мальчишеской радости от катания на велосипеде по узкой высокой тропе, да еще и по выложенным на высоте доскам, нас ожидал еще один шикарный представитель промысловой байкальской фауны.

Кладбище кораблей, Байкал, Усть-Баргузин

Уткнувшись в заборы мы повернули обратно. Теперь уже отправились в сторону портовых сооружений. У действующего пирса решили сделать передышку, тем более посмотреть было на что. Я давно хотел сфотографировать классическую байкальскую промысловую лодку, на которых большую часть двадцатого века выходили в море рыболовецкие артели. Эти деревянные исполины впечатляют своими размерами. Такую лодку что бы сдвинуть с места нужно много народу.

Традиционная рыбацкая промысловая байкальская лодка, Усть-Баргузин

Представьте себе как я был шокирован увидев лежащий на берегу бездыханный труп малого судна на воздушной подушке. Цена подобного аппарата очень даже сопоставима с ценой японского внедорожника, вот только последние при всей своей многочисленности у нас бесхозными даже в таком состоянии не валяются. Между тем, поддержанный Гепард, а это именно он, стоит сегодня в районе полумиллиона рублей. Но если он достался тебе нахаляву, или более того, оказался на гос.балансе, то подобной судьбы не избежать.

Судно на воздушной подушке Гепард, Hovercraft, Байкал, Усть-Баргузин

Вот что пишут в интернете об этом уникальном средстве передвижения. СВП "Гепард" (Hovercraft) - это скоростной 5-местный амфибийный катер на воздушной подушке для круглогодичной эксплуатации по рекам, озерам и в прибрежных зонах морей и водохранилищ в пределах прямой видимости от берега. Катер можно эксплуатировать при температурах от +40 до -40°С. Доступен в трех модификациях (дигатели ЗМЗ-53; ЗМЗ-41; ЗМЗ-505). Наибольшая длина - 6,9 м, ширина полная с навесными секциями - 3,15 м, высота борта - 0,65 м, пассажировместимость (включая водителя) - 5 человек. Согласитесь неприятно видеть каким образом уникальный аппарат доживает свой век.

Мы сидели на берегу, пили колу и наблюдали за рекой. Время от времени мимо проходили люди, какая-то молодая мамочка вынырнула из-за угла и увела мелкого сорванца. Стоило мне достать телефон из кармана, и этот малый сразу лез в кадр. Стая собак без всякого смысла перемещалась по берегу, и как я не пытался угадать куда они двинутся в следующее мгновение, ничего не получалось. На пирсе, сидящие с удочками тихо переговаривались между собой две женщины. Невысоко, прямо над рекой неслась стая шумных птиц.

Река Баргузин, стая перелетных птиц

Торопиться было некуда,так что неспешно продолжили осматривать берег. Проехав прибрежную улицу до конца, уткнулись в открытые ворота, за которыми оказался порт. Мне всегда хотелось поближе разглядеть это советское наследие, как оно сохранилось и в каком виде еще существует.

Портовые краны, Порт Усть-Баргузин, Байкал

Судя по тому, как выглядит всё это со стороны, порт тоже находится в коматозном состоянии. Вряд ли это предприятие занимается активной экономической деятельностью. Больше похоже на декорации к фильму про постапокалипсис.

Порт Усть-Баргузин, Байкал

Налюбовавшись индустриальными пейзажами прошлого века, мы решили продолжить прогулку в сторону Байкала, хотелось увидеть дельту реки Баргузин. Проехали мимо одинокого рыбака, который поинтересовался что именно мы ищем, или может быть кого. Оставили своим ответом мужика в изумлении. Вначале закончилась автомобильная грунтовка, а потом и вовсе тропинка сошла на нет. Перед нами возник невысокий холм, на который я сумел забраться, не слезая с велосипеда.

Устье реки Баргузин, впадающей в Байкал

Там где вода сливается с небом, встречается Баргузин с Байкалом. Судя по заболоченным берегам, место это представляет ценность для перелетных птиц, возможно они здесь гнездятся. Вот так я добрался до крайней точки нашего велопутешествия. Пора поворачивать назад!

Вид на порт Усть-Баргузин со стороны Байкала

P.S. Утром следующего дня поселок полностью оказался во власти дыма, нам ничего не оставалось, как собрать вещи и отправиться обратно домой.

Оказывается, у меня есть и другие статьи похожей тематики. Почитайте, рекомендую!

  1. Байкал эксклюзивный, путешествие в Змеиную Бухту

    айкал эксклюзивный, путешествие в меиную ухту Утром, когда я уже ехал навстречу с ребятами по пыльной улице Усть-Баргузина нам под колеса бросился щеночек. Маленький пушистый щеночек. Лена успела затормозить, я вышел, долго выманивал его из-под автомобиля, и когда удалось, оттащил это любопытное наглое создание на обочину.

  2. Европа в Китае, уникальная архитектура Маньчжурии

    вропа в итае, уникальная архитектура аньчжурии Пока мой товарищ встречался со своим «помогаем» и бегал по магазинам, я спокойно изучал новую окружающую меня среду. Почему бы не организовать себе ознакомительную экскурсию? Забросил камеру в рюкзак, оделся потеплее.

  3. Как страус чуть не убил меня в тайском зоопарке Кхао-Кхео

    ак страус чуть не убил меня в тайском зоопарке хао-хео Мысленно я сомневался конечно, а стоит ли оно того? Не окажется ли это пустой тратой денег? В кармане оранжевых шорт нежно похрустывала свежая купюра в тысячу бат, полученный обратно в прокате байков депозит.

Пожалуйста, если статья вам понравилась, рекомендуйте её своим друзьям!

Комментарии к этой заметке больше не принимаются.



Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются: