А как вы празднуете в День Воздушного Флота?

А как вы празднуете в День Воздушного Флота?

Как и полагается сыну филолога я рано выучился читать. До сих пор слезы на глаза наворачиваются, когда вспоминаю Филипка Толстого, до того я его искренне ненавидел. Ну а раз я рано научился читать, то и подарки мне случались часто в виде книг. За последние 30 лет много толстых и тощих, крупных и карманных экземпляров прошли через мои руки. Все и не упомнишь. Но первая полученная мной в подарок книга вряд ли забудется. Это было отлично иллюстрированное, с большим количеством черно-белых фотографий, крупноформатное подарочное издание в суперобложке, посвященное жизни Героя Советского Союза Валерия Чкалова. Было мне тогда шесть лет. А чего ожидать от отца-летчика сыну филолога?

Сложно найти пацана, кому не нравились бы самолеты. Скажу больше, самолеты нравятся всем. Есть конечно такие, что боятся летать, но смотреть на эти удивительные машины, любоваться ими, свойственно любому. Когда мне было несколько месяцев отроду, отец подвесил люльку в дверном проеме кабины Ан-2. Так я совершил свой первый полет на самолете. А точнее на биплане. Потом много чего еще было. На каникулах уезжал с отцом в командировки, где под моим строгим взглядом покидали самолет парашютисты-пожарные. Облетал с отцом всю Монголию вдоль и поперек. Посмотрел с высоты на родную Бурятию.

Вот уже несколько лет как отца не стало. Много дат в календаре, которые напоминают о нем, и только одна без горечи утраты отзывается во мне теплотой воспоминаний - День Воздушного Флота. Именно в этот день я вспоминаю наши с отцом улётные приключения, а их было ни мало. В моем детстве этот замечательный праздник ничем не отличался от обычного летнего уик-энда на природе. Всё те же шашлыки, салаты, подвижные игры на берегу реки или озера в привычном окружении таких же как и я детей пилотов, авиатехников и других работников авиационной сферы.

К сожалению, моя нынешняя жизнь не связана с авиацией, и потому интересно посмотреть на то, как этот замечательный праздник отмечают сегодня обычные люди. В 2013 году мы большой и дружной компанией посетили День Воздушного Флота в родном аэропорту Байкал (который, раньше кстати, носил куда более грозное имя - Мухино), и не только посмотрели и потрогали детскими ручками всё, что разрешили потрогать, но и поучаствовали в качестве пассажиров в ознакомительной воздушной экскурсии. Но давайте по порядку.

Насколько я помню, программа мероприятия началась часов в двенадцать. К этому времени на взлетной полосе перед зданием аэровокзала открыли доступ на площадку где расставили летную технику. Первое во что мы уткнулись, был пронзительно желтый двухместный мотодельтаплан. Я специально усадил в него подрастающего усатого летчика, он единственный кто сообразил, как этим аппаратом управлять в воздухе. Так что свое фото заслужил.

Двухместный французский мотодельтаплан Tanarg

Атмосфера была праздничной и очень доброжелательной. Несмотря на большое количество народа, никто никого не торопил, у детей была реальная возможность все посмотреть, потрогать, впрочем как и у взрослых. После того, как все наши юные модели вдоволь напозировались и мотодельтоплан стал неинтересен, мы отправились посмотреть как устроен советский турбовинтовой среднемагистральный Ан-24.

самолет Ан-24 Бурятских Авиалиний в аэропорту Байкал

Кстати, на фотографии можно заметить, что Ан-24 окрашен в цвета национального флага республики Бурятия. Нам не только удалось посидеть в салоне самолета, но и проникнуть в святая святых - кабину пилотов. И снова чистый детский восторг!

кабина пилотов Ан-24, приборка, штурвалы и фонарь

И мы дождались своей очереди. Удивительно смотрится сегодня кабина самолета, произведенного в прошлом веке. Огромное количество тумблеров и аналоговых стрелочных приборов. Заглянули детишки и в Ми-8 (на фотографии он справа от Ан-24 красовался), вот только я отвлекся, встретил знакомых, заговорился и фотографий не сделал. А когда решил сам посмотреть вертолет, то увы, опоздал. Увезли родимого.

тягач тащит вертолет Ми-8 на впп аэропорта Байкал

Зато успел оживить воспоминания из детства. Ан-2 не меняется, время этот самолет не берет. Обидно, что дали посмотреть только грузопассажирский вариант, в очень спартанском исполнении. Но думаю, что люксовые версии пассажирских Ан-2, просто не дожили до наших дней. Помню у отца был борт с шикарным салоном и туалетом.

самолет Ан-2 авиакомпании ПАНХ, кукурузник, аннушка

Честно говоря, стоя в тот день в кабине знакомого до боли самолета, глядя на то, как искренне дети представляют себя на месте настоящих пилотов, я думал о нелегком выборе, который сделал накануне. Дело в том, что именно в этот день, должно было состояться "крещение первым полетом" у моей дочери, и я много размышлял о том, каким должен быть её первый самолет. Мысленно я советовался со своим отцом. По натуре он был очень прогрессивным человеком, и считал, что Ан-2 устарел в момент своего появления, а то что вся его летная карьера была связана именно с этим самолетом, считал неудачным стечением обстоятельств. Его длительные загранкомандировки просто не давали возможности переучиться. Тем не менее он успел получить допуск на новый тип, и должен был летать на свежих модификациях Л-410, вот только не успел. Союз развалился, а с ним и Чехословакия, откуда поставлялись элки. Его налет на новом типе оказался весьма скромным, самолеты без запчастей гнили прикованные к земле, пришлось возвращаться на Ан-2.

в кабине Ан-2, приборка и штурвалы

Вот такие мысли крутились в моей голове. "Кукурзник" как его называют в народе, не самый комфортный для полета самолет, а дочь у меня очень чувствительна к тряске. "Аннушка" всегда была рабочей "лошадкой", а не "лимузином". Так что выбор пал на "мерседес" в мире самолетов, потрясающую и любимую множеством людей на всем земном шаре - Цессну. Думаю, отец одобрил бы мой выбор. Но о том, как прошел наш полет я расскажу позже, пока же вернемся на "перрон" и посмотрим, что вытворяли в воздухе парашютисты.

парашютисты с флагами Бурятии и России на День Воздушного Флота в г. Улан-Удэ

Вообще небесных акробатов в тот день было более чем достаточно, выполняли они самые разные трюки. К сожалению, объектив на камере не в состоянии был ухватить всю картину, а его зума явно не хватило. Но в любом случае, кое-что запечатлеть удалось.

парашютист с дымовой шашкой в небе Бурятии

Порадовала организация праздника. Пока над нами вытворяли чудеса парашютисты, на земле через громкоговоритель ведущие программы комментировали всё, что происходит в небе, объясняли куда смотреть и каким сложным будет очередное исполнение трюка.

посетители наблюдают шоу парашютистов на Дне Воздушного Флота в г. Улан-Удэ

Всем присутствующим шоу понравилось. В празднике также принимала участие и аэродромная техника: тягачи, заправщики, уборочные и другие специальные автомобили. В какой-то момент, мы обнаружили открытой лестницу на балкон второго этажа аэровокзала. Из-за новых правил безопасности доступ туда ограничен, попасть практически не реально. Хотя раньше в восьмидесятые, мы часто ходили с друзьями посмотреть с него, как взлетают самолеты. Там мы и просидели до начала ознакомительных экскурсионных полетов.

вид с балкона на взлетно-посадочную полосу аэропорта Байкал, Улан-Удэ, Бурятия

Вообще один неприятный момент в организации столь масштабного Дня Воздушного Флота был. И многие посетители вспоминают о нем до сих пор с обидой в голосе. Дело в том, что никому не пришло в голову распределить проданные на полеты билеты по рейсам и времени. Люди просто покупали билет на Ан-2 и потом в порядке живой очереди ломились на посадку. И сколько бы им не объясняли, что все сегодня полетят, народ все равно хотел улететь первыми.

Этот вопрос можно было решить еще до того как пускать народ в зону вылета, достаточно было отрегулировать количество пассажиров попадающих в зону досмотра, но не сумели разобраться. Так что при объявлении посадки, доходило до драки. Нам с дочерью повезло, мы не дрались, не кусались, просто наши фамилии заранее были в списке пассажиров на первый рейс. Рейс был особым, летели члены семей летчиков. Все пассажиры были друг с другом знакомы. Честно говоря, я много волновался, боялся что ребенку станет в полете плохо, но обрадую заранее, всё обошлось, доча получила удовольствие от полетов, и с тех пор уже налетала много часов.

Цессна (сessna 208 caravan) приятно удивила качеством исполнения салона. К размеру самолета у нас претензий не было, мы представляли ее даже более тесной. Прикольно конечно летать, когда пилоты сидят перед тобой, а не за перегородкой, куда никого не пускают.

В салоне пассажирского самолета сessna 208 caravan авиакомпании ПАНХ

Все уселись, пилоты получили разрешение на взлет и мы покатились. Вот так выглядит аэродром - уходящая в горизонт светлая полоса бетона.

Взлетно-посадочная полоса аэропорта Байкал, г. Улан-Удэ, Бурятия, впп

Первые минуты полета всегда самые напряженные, перегрузки, волнение. Но мы справились, организм выдержал испытание, и вот тогда пришло время заглянуть в иллюминатор. Узкой лентой под нами уходила вдаль грунтовая дорога, простиралась свежая зелень обработанных полей и выгоревшая на солнце брошенная земля иволгинской долины.

Вид из иллюминатора набирающей высоту сессны 208, вылетевшей из аэропорта Байкал, окрестности г. Улан-Удэ

И чем выше забирался самолет, тем больше под нами проявлялось коричневых участков и тем приятнее становились взгляду все еще попадающиеся иногда зеленые клочки правильной геометрической формы.

Вид из самолета на Гурульбинские озёра, Иволгинский район, окрестности г. Улан-Удэ

Прошло еще немного времени и уже в иллюминаторе слева показалось извилистое русло Селенги, с многочисленным островами и рукавами проток.

Вид на реку Селенга из самолета в окрестностях Вознесеновки, прямоугольный иллюминатор сessna 208 caravan

Какое-то время мы двигались вдоль реки, пока не начали разворачиваться в сторону города, пролетели над Селенгой и оказались по ту сторону берега.

Вид сверху на селенгинские острова в окрестностях поселка Сужа, г. Улан-Удэ, крыло сессна 208

Еще немного продвинулись обратно, только уже с другой стороны реки, именно тогда я заметил как красиво сверкают и переливаются на солнце груды мусора у полигона бытовых отходов.

Полигон бытовых отходов в окрестностях города Улан-Удэ, вид из самолета

Наше авиапутешествие уже подходило к концу, когда под нами вдруг оказалась моторная лодка.

Моторная лодка плывущая по реке Селенга, в окрестностях Вознесеновки, рядом с Улан-Удэ

А дальше мы начали снижаться, и я убрал камеру, моему ребенку требовалась поддержка. Как я уже говорил, все обошлось, дочка справилась с укачиванием и мы благополучно приземлились. Но на этом воздушная экскурсия, устроенная авиакомпанией ПАНХ, не закончилась.

Самолет сessna 208 caravan авиакомпании ПАНХ на впп аэропорта Байкал, г. Улан-Удэ, окончание воздушной экскурсии

Настроение у пилотов было приподнятое, на борту случилось много детей, так что разрешили провести фотосессию. Ребята залезли в кабину, посидели за штурвалом, не избежало этой участи и мое чадо.

Кабина современной сessna 208 caravan авиакомпании ПАНХ, видно штурвал и приборную панель

Восторгу не было придела! Ну а дальше, как я уже писал, программа стандартная - шашлыки, салатики, свежий воздух!

Оказывается, у меня есть и другие статьи похожей тематики. Почитайте, рекомендую!

  1. Как страус чуть не убил меня в тайском зоопарке Кхао-Кхео

    ак страус чуть не убил меня в тайском зоопарке хао-хео Мысленно я сомневался конечно, а стоит ли оно того? Не окажется ли это пустой тратой денег? В кармане оранжевых шорт нежно похрустывала свежая купюра в тысячу бат, полученный обратно в прокате байков депозит.

  2. Байкал эксклюзивный, путешествие в Змеиную Бухту

    айкал эксклюзивный, путешествие в меиную ухту Утром, когда я уже ехал навстречу с ребятами по пыльной улице Усть-Баргузина нам под колеса бросился щеночек. Маленький пушистый щеночек. Лена успела затормозить, я вышел, долго выманивал его из-под автомобиля, и когда удалось, оттащил это любопытное наглое создание на обочину.

  3. Где рядом с Москвой можно научиться летать на самолёте?

    де рядом с осквой можно научиться летать на самолёте? Никогда не знаешь, где найдёшь, где потеряешь. Мой друг Лёха, сложный в общении человек, постоянно погруженный в себя, замкнутый и через чур большое значение придаёт многому, чем ни стоило бы и вовсе загружать себе голову.

Пожалуйста, если статья вам понравилась, рекомендуйте её своим друзьям!

Комментарии к этой заметке больше не принимаются.



Рейтинг популярности - на эти заметки чаще всего ссылаются: